allanhan (allanhan) wrote,
allanhan
allanhan

Как финансовые проблемы России могут дать старт новой тактике Путина в Украине

Как финансовые проблемы России могут дать старт новой тактике Путина в Украине
Итак, российские СМИ со ссылкой на доклад департамента исследований и прогнозирования ЦБ «О чем говорят тренды» сообщили безрадостную для руководства РФ новость: «Резервный фонд будет полностью использован на финансирование бюджетного дефицита к середине 2017 года». Это окрылило многих в Украине. Ещё бы, «УРА! Мордору конец!». Меня же если честно данная ситуация заставила задуматься. Ведь в условиях противостояния резкое уменьшение ресурсной базы заставляет пересмотреть свою тактику поведения. А это значит – изменение акцентов российской политики в Украине. То есть новые неприятные сюрпризы официальному Киеву и простым украинцам. Какие? Давайте разбираться.
Резервный — не единственный. Или заначка России.

Итак, Россия (как и любое другое государство) имеет так называемые внешние резервы (или золотовалютные резервы, ЗВР). К ним российский Центробанк относит средств в иностранной валюте, специальных прав заимствования (СДР), резервной позиции в МВФ и монетарного золота. К этим же резервам относят Фонд национального благосостояния России и Резервный фонд. Оба они до 2008 года являлись одним целым – стабилизационным фондом, формируемым за счёт части прибыли от экспорта углеводородов.
Резервный фонд, о котором идёт речь – часть ЗВР, которые находятся под управлением Министерства Финансов и используется для оперативного покрытия бюджетного дефицита. В конце 2014 года объёмы средств фонда составляли более 91 млрд. долларов. Однако, по состоянию на начало ноября в «оперативной копилке» Кремля осталось чуть больше $ 65 млрд.
При теперешних ценах на нефть и скорости с которой Россия уходит с рынков целого ряда государств, перспективы наполнения данного фонда туманны. И возможно, аналитики ЦБ соседней страны правы — фонд опустеет в 2017 году.
Однако это не означает краха экономики РФ. Суммарный объём ЗВР составляет около $ 360 млрд. Без $ 65 млрд. останется ещё 295 — много. Это с одной стороны. Но иметь и иметь возможность быстро получить — таки две большие разницы.
Следующим кандидатом на опустошение, уже в 2017 году станет Фонд национального благосостояния. Его отличия от резервного в том, что средства уже вкладываются в инфраструктурные проекты. Или в долгосрочные проекты (ценные бумаги). Соответственно, быстро получить все $ 73,55 млрд. из данного фонда практически невозможно. Да и будет ли к 2017 году там такая сумма — вопрос. Ведь, как указано выше средства ФНБ идут на «инфраструктурные проекты». Уже сегодня. В российских реалиях это, например, строительство олимпийских объектов в Сочи. Инвестиции до сих пор не окупились. Насколько это много? В 2013 году ФНБ распоряжался суммой в $ 89 млрд. В конце «олимпийского года» осталось $ 79 млрд. Сегодня эти средства — набивший оскомину «энергомост» в Крым. Ну и стройка века — обычная переправа в «крымнаш» финансируется оттуда же.
Ну и, наконец, куда вложены остальные средства Фонда. После введения санкций часть из них пошла в системообразующие российские банки (тот же ВТБ). Извлечь их оттуда — начать обвал банковской системы. А ещё на половину, около $42 млрд претендует Роснефть. Она попросила у правительства «кредит» в связи с возникшими сложностями.
Завершает композицию обвал позиций «Газпрома». Корпорация уже не входит в ТОП-10 крупнейших добывающих компаний мира. В 2014 году он по объёмам прибыли был 4-м. Сейчас — 43-й.
Ура, воскликнут некоторые, Мордору скоро конец! И ошибутся. Ведь даже после полного исчерпания Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в распоряжении РФ останется не менее $ 200 млрд ЗВР. Да, относительно немного. И да, это серьёзная проблема.
Естественно, что кремлёвское руководства видит динамику. При этом страна активно участвует в двух масштабных кризисах: украинском и сирийском. Однако, стремительно исчезающая ресурсная база заставляет задуматься о формате участия. Пересмотреть планы, задачи и методы. Полного ухода, естественно не будет — Путин хочет получить свои дивиденды и на «азиатском театре» и на «восточноевропейском». Будут другие методы.
Что может предложить Россия Украине

Итак, в Сирии альтернативы военной операции у Кремля по большому счёту нет. Точнее есть — убраться из региона. Но вот незадача, это без «значимой победы» было проблематично раньше. Сегодня тем паче — после «кинжала в спину». Да, с одной стороны есть пошловатый анекдот:
— Нам вонзили кинжал в спину — закричал Лавров
— Ну не совсем в спину — покраснел Путин
— Ну не совсем кинжал – скромно потупил глаза турецкий красавец.
С другой — краснеть могут все. Но из региона уходить уже нельзя. Ведь благодарные граждане воспримут это как слабость царя. И, как это принято в России, начнут задумываться о смене ослабшей руки на более сильную — ту в которой плётка для этих самых граждан крепче держится. Короче, в Сирии в той или иной мере будет дорогая операция со стрельбой, полётами самолётов и геройством в защите русско-сирийского братства.
Остаётся Украина. И тут проблема. Которая называется Минские соглашения. Да, сегодня как ни парадоксально, но пошаговое их выполнение (в том порядке как прописано) выгодно Киеву. По крайней мере в ближайшей перспективе. Почему?
На фронте наблюдается паритет сил. Ни одна ни другая сторона не может быстро решить проблему военной операцией. С другой стороны РФ имеет больше «запасов на складах». И она без проблем может насыщать Донбасс живой силой и техникой.
Последовательное выполнение минских соглашений при грамотной политике Киева вешает Донбасс на шею Кремля. Отопительный сезон, хоть какое-то поддержание жизни, контроль территорий и так далее.
А вот реформы в Украине могут привести к тому что «особый статус» не станет «лучшим статусом». Об этом писал. Действительно, если грамотно перейти к перестройке Украины, то каждый «лояльный» регион может получить намного больше. В таком случае «особый статус» можно будет сравнить с резервацией для умалишённых. Но изменить — низзя — минские согшлашения. И тогда, хотите ребята чего-то большего – становитесь обычными областями.
Таким образом наличие «свободных республик» и «крымнаша» (при сохранении политики мелкого трепания нервов малорослому царьку) вымывает ресурсы РФ. И приближает тот момент, когда Кремль будет более чем сговорчив. Причём предпосылки есть — та же цена на газ. Которую Газпром снижает без всяких переговоров. (хотя на мой взгляд это ошибка со стороны Украины — нужно съездить и «поговорить» хотя бы ради того, чтобы поиздеваться – троллить так троллить).
Военная операция на Донбассе начатая по инициативе РФ не даст нужного эффекта. Во-первых, ещё больше осложнит жизнь с точки зрения санкций. Во-вторых — см. п.1 про паритет сил. В 2014 году РФ смогла устроить Илловайск. Через 3 месяца еле выбила защитников аэропорта. А «победа» 2015 в Дебальцево… хмм… кишка 20х15 км ценой огромных жертв без малейших надежд на развитие успеха? Ну-ну.
Короче, Путину нужна новая тактика. Которая:
Дискредитирует Украину в глазах внешних партнёров
Заставит официальный Киев взять на содержание «хероев» из Донбабве и Лугандона
Снимет вопрос (или сделает возможным диалог о снятии) санкций
При этом оставит Крымнаш (хотя и тут идеальный вариант — «Хоть камни с неба, но деньги на инфраструктуру идут из Украины)
При этом возможные методы действий сравнительно мало стоят
В данном случае речь явно не идёт о широкомасштабных боевых действиях. А вот о провокациях, даже относительно интенсивных боях — пожалуйста. Главное спровоцировать украинских силовиков на полномасштабный ответ. И в идеале, «в силу превосходства противника» с боем отступить на пару километров. Об этом уже писал месяц назад — на фоне пикровки между Порошенко и Коломойским. И увы, сценарий начинает срабатывать. ВСУ, НГ, добровольцы периодически «отжимают» 1-2 небольших населённых пункта. При этом несут потери. Но патриоты в ФБ кричат «Ура». А мне плакать хочется. И вот почему:
Занятие новой территории — обязанности налаживания жизни (или тут или в посёлках, которые стали тыловыми). А это колоссальные деньги на восстановление инфраструктуры. Которых у Киева нет.
Перевод линии фронта — это перевод всей военной машины на пару километров. Логистика, новые опорные точки, кабели связи и так далее. Снова деньги, которых нет.
Зимой хорошо укрепиться проблема. Значит каждый удар по «новым рубежам» — большее число жертв среди украинских военных. Больше жертв — больше шума в Киеве о том, что «наших мужчин расстреливают безнаказанно».
Москва получает превосходный аргумент нарушения Киевом минских соглашений. Подвижка линии фронта есть. Если она произошла при поддержке «отведённого вооружения» — ещё лучше. Что касается боевиков — так они не дают на части территории работать миссиям ОБСЕ. Вот и получается правдивый отчёт этой организации «ВСУ вернули на позиции и использовали /название техники/. При этом подвинули линию разграничения заняв населённые пункты /название/. Доказательств использования тяжёлого вооружения другой стороной наша миссия не имеет. В том числе по причине затруднений с мониторингом в данной зоне». Всё правда. НО читается «не в пользу» Украины. А любое изменение формата миссии и трактование отчётов блокируется российскими дипломатами. Пример — вчерашний кризис на очередной встрече стран-членов ОБСЕ.
Таким образом Москва добивается дискредитации Киева в глазах союзников. Он ведь и «Минские соглашения» нарушает. Сюда же вопросы снабжения Крыма (те же немцы уже пытались на уровне МИД заявлять Украине о своём возмущении и озабоченности). Сжда же добавим финансовые издержки и раскачку политической ситуации. Ведь военные действия — жертвы. Умолчат сводки об «отжатых» населённых пунктах и погибших при этом украинских военных (как зачастую происходило и происходит) — МО и президент врут! Долой! Не умолчат — нарушители соглашений. А также «признали 5 убитых — значит их 50». И вновь обвинения во лжи и митинги под стенами с затяжным и красивым криком «зрааадааа». Ну и наконец просто получение определённого количества населения, которое в значительной своей массе мягко говоря с опаской относится к Украине.
Пока речь идёт о малых территориях. Тут заслуга и руководства АТО — умудряются вовремя остановить «наступательные порывы» некоторых соединений. Но нет гарантии что нервы не сдадут. Москве по большому счёту нужно немного — уступить мало мальски заметный на карте город. А потом — телевизионный сериал-боевик про героические бои на его окраинах. Жертвы со стороны ваты Кремль не интересуют. Ему нужна картинка и жертвы среди украинцев.
Но это вариант может не стать основным. Так, для поддержания общего эмоционального фона. Ключевое другое — остановить и без того медленный процесс реформирования, лишить Киев доверия со стороны спонсоров реформ и в идеале вызвать внутриполитический кризис. Вот тут как раз фронт не особо нужен. Как пелось в известной песне известного фильма «на дурака не нужен нож. Ему покажешь медный грош и делай с ним что хошь».
В данном случае наиболее логично использовать особенности украинской политики. А именно заинтересованность значительной части элит в переделе власти. И традиционное для Украины недоверие общества власть имущим. О методах раскачки, вариантах действий, раскладе сил писал и в апреле 2014 и относительно недавно, после местных выборов.
Кратко это выглядит так — информационная, технологическая и возможна ресурсная поддержка нескольких сил, которые высказывают недовольство властью. Это не обязательно оппоблок. Тут наилучшим способом приложения сил будет как раз другая сторона — те, кто громко кричит про патриотизм, но не любит много думать — популисты. То есть товарищи, для которых власть лишь ресурс для более выгодной продажи, торга. И которые не имеют целостного видения что делать. Они готовы выступать за что угодно – лишь бы тема была на слуху. И давала возможность понравится. Это и защита заёмщиков, и борьба с тарифами и дороги и жертвы на фронте и доллар по 5 и работу всем и война РФ и многое другое. Главное – дать обещание «я помогу уже завтра» и обвинить в «зраде» всех остальных.
Сюда же можно добавить представителей ФПГ, которые в защите своего бизнеса (и кормушки от бюджета) готовы слегка тряхнуть систему управления. С газом, с теплом, электричеством, транспортом. Да тем можно кучу придумать.
Короче уже имеем множество групп товарищей, заинтересованных в политическом кризисе. И предпосылок усиление позиций реформаторов (которые делают, а не кричат), если такой кризис случится в ближайшие 4-6 месяцев. Эти группы уже имеют ресурсы. Имеют интерес. И Кремлю даже особо тратится не придётся.
А дальше просто — если власть не удержится по крайней мере до конца зимы — середины весны получаем новый парламент. Который будет наводнён любителями покричать, но в котором будет мало любителей поработать. Это срыв договорённостей с партнёрами. Сворачивание большинства реформ (которые по большому счёту ещё в начальной фазе) и бардак в стране. То, что и хотел получить Путин в 2013-2014 годах.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments